7 функции эмоций с примерами из жизни

Общая психология

Все эмоции нужны, все эмоции важны. И те, которые мы обычно относим к негативным, и те, которые мы называем позитивными. Эмоции выполняют 7 функций.

1. Информационная, или сигнальная

Эмоции сигнализируют о том, насколько удовлетворены потребности:

  • Отрицательные эмоции — какая-то потребность не удовлетворена. И чем сильнее выражена эмоция, тем сильнее не удовлетворена потребность или остались незамеченными несколько важных потребностей.
  • Положительные эмоции — актуальная потребность или потребности удовлетворены.

Простой пример: вспомните свое состояние, когда вы очень голодны и когда только что вкусно и сытно поели. В первом случае вы можете злиться или грустить, быть вялым, раздражительным и видеть мир в серых тонах. А во втором случае вы наполнены радостью, и мир кажется ярким и прекрасным.

И так с любой другой потребностью. Поэтому если вам не нравится эмоция, которую вы испытываете, подумайте, на какую потребность она указывает.

Интересный факт! Ребенок намного раньше учится испытывать отрицательные эмоции, чем положительные — с первых дней жизни. «Отрицательная эмоция — сигнал тревоги и опасности, а положительная — сигнал возвращенного благополучия» (из книги «Эмоции и чувства» Е.П. Ильина).

2. Оценочная, или отражательная

Эмоция отражает субъективное отношение человека к ситуации, чему-то или кому-то. Она говорит о том, насколько полезным, интересным и значимым человек считает то или иное событие.

Вспомните свое состояние, когда вы идете туда, куда не хотите идти. Вам ведь это не нужно и неинтересно, поэтому и чувствуете себя плохо. А почему все равно идете, игнорируете себя настоящего? Вот и повод для анализа. Эмоции знакомят человека с самим собой.

Читайте также:  Хочет ли бывшая что бы вы делали попытки возврата отношений? (Даже если она сейчас с другим)

3. Приспособительная

Функция похожа на оценочную. Но здесь речь идет не только об оценке ситуации, но и об адаптации — подстройке под ситуацию, ответную реакцию на воздействие внутренних или внешних факторов.

Например, вы хотели попросить прибавку у начальника. Но видите, что он не в духе. Вы испугались и решили отложить просьбу.

4. Регулятивная, или переключательная

Человек оценивает, насколько возможно удовлетворение потребности в сложившихся условиях, и при необходимости меняет свое поведение. В это время человек опирается на оценку ситуации и свой опыт.

Например, вы начинали работать над проектом вместе с кем-то, а человек ушел. Вам становится тревожно. Вы понимаете, что при прежних темпах не успеете сдать проект вовремя. И вы ищите варианты: увеличить время работы, найти нового партнера, попросить об отсрочке сдачи, изменить задуманный объем и план работы.

5. Защитная, или стабилизирующая

Функция похожа на предыдущую — тоже регуляции поведения. Но здесь речь идет о поддержании жизнедеятельности в привычных рамках. Новое всегда пугает, да? А выход из зоны комфорта причиняет дискомфорт? Вот об этом защитная функция: если что-то угрожает привычному порядку, эмоции проявят себя.

6. Коммуникативная

Согласитесь, что даже без слов вы можете передать другому человеку какую-то информацию? Особенно тому человеку, с которым давно и хорошо знакомы.

Через эмоции мы показываем другим, что нам нравится, а что не нравится. Как с нами можно обращаться, а как нельзя. Комфортно нам общаться или некомфортно и т.д. Бывает, что и не хотим что-то говорить, молчим, а собеседнику по эмоциям и так все понятно.

И вот вопрос: ваш вербальный и невербальный язык всегда говорит об одном и том же? Ваши эмоции всегда соответствуют ситуации? А может ли быть такое, что они неуместны, и вредят вам? Тогда это повод задуматься, почему так происходит.

Еще через свои эмоции мы можем влиять на эмоции других людей. Как вы отреагируете, если к вам подойдет приветливый человек, и если подлетит кто-то со сдвинутыми бровями и сжатыми кулаками? Как изменятся ваши эмоции в той и другой ситуации?

7. Мотивирующая

За эмоцией идет действие или бездействие. Например, от страха люди могут замереть, убежать или напасть.

Читайте также:  Наука и магия (моя статья из журнала "Магия и жизнь")

Но поддаваться эмоциям полезно не всегда, поэтому важно учиться управлять ими. Но для этого нужно запомнить, что перед эмоцией всегда идет мысль. Пусть и очень короткая на миллисекунду, но схема именно такая: ситуация → мысль → эмоция → действие или бездействие. Если вы хотите в какой-то ситуации испытывать другую эмоцию, отслеживайте свои мысли в этой ситуации и меняйте их.

Интересный факт! Психика считает, что нет смысла долго сигнализировать о благополучии, зато о тревоге и опасности она будет сигналить до тех пор, пока человек не удовлетворит актуальную потребность. Поэтому люди имеют свойство застревать в негативе, и поэтому мы лучше запоминаем негативные события (из книги «Эмоции и чувства» Е.П. Ильина).

Здесь писала о том, почему важно принимать свои негативные эмоции.

Да прибудет с вами сила!🖖

#осознанность #психология жизни #психология #самосовершенствование #психотерапия #мысли #работа над собой #мозг #общение #психология отношений

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий