Агрессивное поведение ребенка – это реакция на внешние раздражители, выраженная в деструктивной форме: плач, громкий крик, упрямство, непослушание, причинение вреда, причинение вреда окружающим.
Социальные предпосылки агрессивности
Семейное окружение и воспитание играют большую роль в формировании поведения малыша. Если родители, учителя, другие взрослые будут вести себя грубо, пытаться подавить волю, ребенок будет вынужден защищаться.
Среди наиболее важных социальных причин можно выделить следующие:
- агрессия со стороны родителей, пожилых родственников;
- авторитарный стиль воспитания;
- дефицит внимания, гиперопека;
- запреты, ограничения;
- развод, конфликты в семье;
- телевизор, компьютерные игры.
Агрессия, насилие со стороны родителей выражается в обычных наказаниях за малейшую провинность. Грубые слова, оскорбления, физическое насилие формируют у малыша определенную модель поведения, которую он усваивает с раннего возраста.
Дефициту внимания способствует то, что малыш всеми известными способами пытается вернуть его к себе. И наоборот, если ребенка внушают, что он «пуп вселенной», то и любое противоречие он встречает вспышкой агрессии.
Запрет на самовыражение, крик, когда ребенок пытается выплеснуть лишнюю энергию, громко разговаривать или прыгать не всегда уместны. Энергия малыша должна найти выход, иначе он станет нервным и раздражительным.
Важным фактором является содержание компьютерных игр, телевизионных программ. Особенно, если родители пренебрегают классикой в погоне за модой и «шедеврами» западного кинематографа.
Биологические предпосылки агрессивности
В отечественной психологии ведущее место занимает теория Б. Теплова о типах темперамента, где он утверждает, что эмоциональная реакция зависит от природного темперамента малыша. Хотя «чистых» типов не существует, один из них всегда проявляется более отчетливо. Именно он определяет поведение ребенка.
Зарубежные психоаналитики выдвигают две теории, успешно объясняющие детскую агрессию. Получается, что во всем виновата генетика. Второй утверждает, что у человека есть два противоположных инстинкта – созидательный и разрушительный. Его поведение зависит от того, какая из них начинает преобладать при определенных условиях. Кроме того, исследователи утверждают, что агрессию у таких детей невозможно побороть, ее можно лишь временно ограничить.
Психокоррекционная работа
В задачу психологов, социальных работников входит работа не только с агрессивными школьниками, дошкольниками, но и со всем ближайшим окружением: родителями, другими родственниками, друзьями. Независимо от выявленных причин агрессивного поведения следует придерживаться определенной стратегии:
- Важным условием эффективной работы является формирование у ребенка положительной самооценки. Отсутствие у всех без исключения взрослых «навешивания ярлыков».
- Командный тон должен быть удален полностью. Не стыдись, не унижай, не обвиняй и не наказывай. Если малыш боится, его страх может спровоцировать новые конфликты.
- Старайтесь как можно чаще хвалить ребенка. При этом важно найти и увидеть именно реальные выгоды и достижения.
- Во время судорог необходимо успеть переключить внимание малыша или подростка на другое занятие, которое не будет его раздражать и провоцировать.
- Каждое негативное действие желательно обсуждать наедине, после того, как утихнет агрессия и ребенок успокоится. Чтобы объяснить, что любой человек может испытывать гнев, важно научиться его контролировать.
- Привить навыки общения с другими людьми, со сверстниками, найти работу, которая понравится ребенку, сделать ее хобби. Хобби — лучший способ снять блоки и страхи, которые могут вызывать агрессию.
- Научитесь приемам релаксации: используйте «крик-мешок», стол с надувным молотком, займитесь спортом. Невозможно подавить состояние и загнать агрессию глубже.
- Показывайте только правильное отношение к людям, животным, неодушевленным предметам.
- Искусственно создавать ситуации, в которых ребенок будет успешен, уверен в себе, сможет помочь друзьям, перестанет бояться и защитит себя. Для этого существуют методы изотерапии, приключенческой терапии, игровых моментов.
Начинать работу с ребенком нужно при первых признаках агрессивного поведения, чтобы вредные привычки не прижились. Потом исправить их будет гораздо сложнее.