Эмоциональная бедность. Или как из меня сделали удобного ребенка – чтоб лишнего не просила..

Общая психология

Очень долго думала о том, что за странное отношение моих родителей ко мне. И не любовь и не нелюбовь, но и не безразличие.

Эмоциональная бедность

С одной стороны из меня делали удобного ребенка – чтоб лишнего не просила, делала только то, что поддерживает их имидж хороших родителей, не смела думать иначе, чувства растаптывались сразу. С другой стороны обеспечивали всем материальным, даже тем, что не особо надо (с поправкой на хороших родителей, конечно). Проекции своих желаний на меня естественно были – отдали в музыкальную школу, а мне нравилось что-то конструировать. Ну и ответственность за свои эмоции (и за мнение обо мне окружающих) впаяли крепко.

Периодически хвалили (когда соответствовала) или одобряли.

И вот в 40 моих лет, слушая один из эфиров от 2017 года Лабковского, я наконец-то распознала, что это такое. Это называется "эмоциональная бедность".

Когда у взрослых не развита или сильно подавлена эмоциональная сфера, они подменяют общение и воспитание уходом. В грудном возрасте родители заботились о памперсе, еде, тепле. Ребенок подрос, стал осмысленным, но с ним не разговаривают, просто не умеют.

То есть с ребенком не общаются, а продолжают ухаживать = контролировать бытовые вопросы. Устроился ли на работу и какой доход, купил ли квартиру, отвел ли внуков на кружки и прочее… И вроде бы все внешне благополучно, но общения как такового просто нет.

Мои родители оказались эмоционально нищими. Именно по этой причине в свои 15-16 лет я обнаружила, что не умею общаться с другими людьми, сижу и молчу. Мои попытки тогда закончились полным провалом, я "ушла в себя". А уж о душевном общении и какой-то дружеской близости речи вообще не шло. Я совсем не знала, что это такое и узнать было негде.

Читайте также:  Пройдите тест: насколько общителен ваш ребёнок

Русская классическая литература изобилует исключительно страданиями и какими-то "неземными" идеалами, в семье примера нет. Я даже понять не могла, чего так тоскливо, что же мне неймется. Было бы это что-то материальное, я могла бы сказать "хочу вот это" и ткнуть пальцем… Вот так 40 лет без понимания, что мне всего-то нужны друзья. Вернулась, общаюсь, живу.

КОММЕНТАРИЙ Психолога Евгении Богдановой

Любой психолог и педагог скажет вам, что в вопросах взаимодействия с детьми важно качество, а не количество. Можно побеседовать всего 20 минут в день, но при этом сблизиться с ребенком настолько, насколько некоторые не могут и за годы тесного ежедневного общения. Конечно, это случится только в том случае, если мама или папа спросит ребенка о самых интересных событиях дня, о его мечтах и планах, о его эмоциональном состоянии, об отношениях со сверстниками, а не о том, что он получил по алгебре, поел ли и т.д. Это и называется качеством.

Некоторые родители в силу своей эмоциональной скупости и незрелости не умеют так общаться. Они сами не привыкли делиться эмоциями и обсуждать внутренний мир, а потому и не могут научить этому детей. Но подсознательно они чувствуют свою вину, тут-то в ход и идет откуп. Что может быть проще, чем создать иллюзию счастливого детства: много одежды, постоянные обновки, вкусная еда, дорогой телефон, исполнение всех желаний (но так, чтобы ребенок не подрывал образ хорошего родителя). И это переносится на все остальные этапы взросления:

Работу нашел?

Сколько платят?

Нормально питаешься?

Хорошая новость в том, что эмоциональный интеллект (способность понимать эмоции других людей, выражать и понимать свои эмоции), коммуникативные навыки можно развить в любом возрасте. Конечно, тут нужна комплексная работа, в том числе проработка детских травм, и со всем этим мы с моими клиентами уже не раз справлялись.

Читайте также:  Блокада чувств

Не забывайте подписываться на наш канал Дзен и репостить публикацию в соцсетях.

Евгении Богдановой "Токсичные родители💔 "

Ваш лайк и помощь нашему проекту , позволят большему количеству людей получить поддержку. Спасибо!

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий