Феномен искажения нормальности
Феномен искажения нормальности – психологический эффект, когнитивное искажение, при котором человек склонен недооценивать и даже отрицать опасность/серьёзность ситуации.
При этом происходит недооценивание (приуменьшение) реального риска, переоценивание возможного благополучного исхода (надежда на лучшее) и поиск контраргумента (оправдывания или рационального объяснения).
Фразы-маркеры:
— раньше было…;
— никогда не было проблем;
— а вдруг повезёт;
— как-то будет;
— я удачливый человек;
— со мной такого не случится.
Рассмотрим на примерах:
•Студент не готовится к важной аттестации.
Приуменьшение риска: да кто там будет проверять это всё , никто не будет серьёзно придираться.
Переоценивание возможного благополучного исхода: я точно всё cдам, как-то или спишу, или повезёт, или задания попадутся лёгкие.
Контраргумент: раньше я на сессиях как-то сдавал всё, раньше меня не выгоняли из университета, значит, и сейчас всё будет хорошо.
•Женщина не лечит воспаление лёгких.
Приуменьшение риска: каждый год люди болеют и ничего, никто массово не умирает, это всего лишь кашель.
Переоценивание возможного благополучного исхода: посижу дома, выпью микстуру от кашля и пройдёт, это просто форма простуды такая.
Контраргумент: раньше я тоже болела и всё прошло, у меня иммунитет сильный.
•Мать отказывается отвести ребёнка к психологу насчёт его депрессии.
Приуменьшение риска: у ребёнка просто плохое настроение, в этом нет ничего критичного, ему гулять больше нужно.
Переоценивание возможного благополучного исхода: подрастёт, пойдёт на работу и вся депрессия исчезнет, ничего страшного не будет.
Контраргумент: раньше в моё время депрессий не было, все работали и никто к психологам не ходил. Он просто ищет внимания.
Почему так происходит?
Когда случается новое, непривычное, тревожное или/и опасное для нас событие, наш мозг выбирает одну из трёх стратегий:
1) бей (активное взаимодействие с ситуацией, поиск решений, столкновение с опасностью: студент активно готовится к аттестации, тратит на подготовку много сил, подолгу учит материал).
2) беги (избегание стрессовой/опасной ситуации и попытка не взаимодействовать со стрессором: студент решает не проходить аттестацию в этом году, поскольку эта ситуация сейчас является слишком стрессовой для него).
3) замри (состояние ступора, при котором мозг не может выбрать оптимальный алгоритм действий, поэтому человек оказывается в положении полного бездействия: студент просто ожидает, что аттестация каким-то образом окажется лёгкой для него и у него получится её сдать без подготовки).
Именно ступор и характеризует эффект искажения нормальности, потому что человек занимает позицию пассивного участника (фактически бездействующего лица) и не предпринимает никаких действий, ожидая при этом благополучного для себя исхода.