В современном мире большинство родителей придают большое значение формированию способностей у своих детей, формированию гармоничной личности в целом. Благодаря творческим способностям совершенствуются: мышление, мелкая моторика, внимание, воображение, память, мировосприятие. Можно формировать нравственные качества ребенка.
Существует большое количество методик занятий с ребенком детсадовского возраста, ориентированных на формирование и развитие художественных способностей. Но прежде чем применять их на практике, нужно протестировать дошкольника.
Диагностика по Торренсу
1. Определяет креативность, нестандартное мышление с оригинальным решением задачи методом логики. Выполняется с ребенком от четырех лет. Время выполнения задания не ограничено. Качество рисунка не учитывается.
- Мотив вырезается из овала цветной бумаги, напоминающего куриное яйцо. Цвет фигуры он выбирает сам. И называет свое творение.
- Дошкольнику предлагается составить десять незаконченных фигурок. Они выглядят как веточки, галочки, волны, кавычки, серпы, зигзаги, простые линии.
- Материал представляет собой 30 пар вертикальных полосок, начерченных одна за другой. Из каждой пары нужно придумать рисунок и реализовать его на бумаге, важно, чтобы изображения не были одинаковыми.
Лицо, проводящее исследование, должно следить за ребенком во время выполнения заданий, наблюдая, насколько тест вызывает у него интерес. С каким настроением ребенок реагирует на мишень. Достаточно ли выполнено условие и можно ли интерпретировать рисунок и считать его действительно завершенным. И самое главное, эта работа действительно творческая и оригинальная, а не стереотипное мышление.
2. Направлена на выявление одаренных детей с 5 лет. Если ваш ребенок не умеет писать, вы можете взять для него диктант. Этот тест разрешен для группового изучения, но лучше выполнять его индивидуально. Время на выполнение 10-15 минут. Необходимо завершить фигуры и получить необычную картинку с сюжетом и своим названием. Чертежи, не соответствующие условиям испытаний, которые не включают завершение незавершенного элемента, рассматриваться не будут. Кроме того, путем выставления баллов по каждой шкале подсчитываются результаты и интерпретируется, в какой степени дошкольник обладает зачатками творческих способностей.
Советы родителям
Психологи утверждают, что в процессе становления личности необходимо использовать воспитательные методы, направленные на индивидуальность каждого ребенка. Каждый воспитанник детского сада обладает определенным уникальным набором черт характера и развития.
По мнению исследователей, творческие способности проходят этапы формирования до пяти лет. Чем раньше вы начнете их развивать, тем эффективнее будет результат на практике. Со временем они могут быть забыты и утеряны под влиянием более актуальных для человека способностей.
Выделяют основные направления, благоприятно влияющие на адаптацию творчества в жизни дошкольника:
- Стимуляция воображения.
- Создавайте мышление с помощью образов, на основе ассоциаций, последовательности.
Для развития творческих способностей необходимо создать следующие условия:
- Начинайте тренировки с ребенком как можно раньше, ориентируясь на сочетание гармонии между физическим и психическим аспектами.
- Опережайте развитие дошкольника с помощью окружающего помещения и предметов вокруг.
- Поощряйте независимость. Усилия и возможности должны быть использованы по максимуму.
- Свобода действий. Дошкольник должен научиться выбирать занятие, которое ему интересно. Важно учитывать чередование смены корпуса, чтобы он не перегорел внутренне.
- Помощь взрослого должна быть по делу, если ее требует сам ребенок, но без просьбы и выполнения за него заданий.
- Для развития творческих способностей необходима комфортная обстановка, все стремления должны поощряться родителями. И настроение нужно доброжелательное.
Существуют приемы развития навыков творчества, которые можно использовать при самостоятельных занятиях с ребенком дома: мыловарение, раскрашивание картинки по номерам, аппликации, сочинить вместе с родителями сказку (один начинает, другой продолжает), придумывать использование общего предмета, не предназначенного для использования (например, скрепка может стать крючком) и так далее