Музыка – ключ к раскрытию внутреннего потенциала и освобождению личности от оков культуры

Общая психология

Музыка подвергает опасности само государство, поскольку изменение музыкального стиля сопровождается влиянием на политические структуры, , – отмечал ещё древнегреческий философ Платон в своём произведении «Государство». Музыка обладает особым шармом в существовании личности, её развитии, раскрытии интеллектуального потенциала и эмоциональной сферы. Её влияние огромно и вездесуще не только для отдельного индивида, но и для социума и даже политических институтов.

В Древнем Китае возникновение новой музыки рассматривалось как крах государства. Играть разрешалась в строго установленных гармониях и нарушения безжалостно карались. Не случайно, что и в советское время, начиная с эпохи Сталина и заканчивая 80-ми годами прошлого века продолжалась борьба, где использовались тюрьмы и психушки, а за рок-пластинки можно было получить вполне реальный срок. Всё это звенья одной цепи. Музыка как наиболее абстрактная форма искусства, выражает глубинные бессознательные структуры разума и острее всего реагирует на изменяющуюся социокультурную реальность.

По мнению французского этнографа Леви-Стросса, сущность музыки проявляется не в стихийной силе, а выражается в глубинных структурах интеллекта, которые не могут быть описаны обыденным языком. В музыке в кристаллизованном виде воплощается дух эпохи, который формирует реализацию интеллекта и чувственной сферы в различных видах деятельности.

Классическая музыка в этом смысле была несомненно музыкой христианства. В конце XIX – начале XX веков человек начал воспринимать парадигму предшествующей эпохи, воплощающей жёсткие социальные ограничения, в том числе моральные, как препятствия на пути собственной свободы и развития. Христианская музыка должна была выразить душевную боль, трагедию человеческого существования перед божественным идеалом. В её произведениях звучит мысль о существовании Бога, являясь выражением парадигмы средневекового мышления, исчерпавшей свои возможности.

Это произвело жёсткую ломку концептуальных установок, что нашло своё выражение в новой музыке. Впервые, именно в джазе, сущность которого заключается в вариациях и изменениях стереотипов, началась трансформация музыкального мышления.

Как отмечал немецкий педиатр С. Герунг, именно среди детей, выросших в семьях, где родители часто проигрывали популярную тогда музыку 40 – 50-х годов, была ярко выражена независимость, активная жизненная позиция по сравнению с детьми, чьи родители слушали классическую музыку.

Музыка как наиболее абстрактная форма искусства, быстро реагирует на изменяющуюся действительность и очень быстро стареет. 60 –70-е годы прошлого века ознаменовались новой волной научно-технической революции, приведшей к возникновению электронных инструментов, которые открыли простор для выражения творческих возможностей не только композиторов, но и эффекты воздействия на слушателей своих творений. Причём на психофизиологическом уровне.

По существу, рок – это аранжировка с использованием множества электронных средств для выражения звука. Достаточно вспомнить, что вес музыкальных инструментов группы Пинк Флойд составлял несколько десятков тонн. Эта аппаратура требовалась для передачи слушателям своих психофизиологических и интеллектуальных переживаний. Пространство рока – это многомерная метрика, содержащая в себе огромную комбинаторику состояний. Это колоссальная плотность заполненности музыкального пространства звучания. Неслучайно среди молодёжи 90-х годов присутствовала фраза, что с человеком непонимающим рок вообще бессмысленно разговаривать.

Читайте также:  Я боюсь обидеть его / ее. И поэтому обижу себя

Конечно направлений рока очень много, но они соответствуют части социума, которая пыталась выразить протест против родительских, учительских авторитетов и господствующей идеологии общества. Именно в этот период в молодёжной среде распространяются галлюциногены для соизмерения своих ощущений, раскрытия восприятия, чтобы понять смысл этой музыки. Распространение ЛСД и других психоделиков оказало негативное, но в какой-то мере и позитивное влияние, поскольку стало понятным – для того чтобы творить новое, не надо употреблять наркотические средства. Влияние наркотических веществ обусловлено тем, что их производные синтезируются самим мозгом. Они, по сути, являются эндорфинами – «внутренними» наркотиками мозга. Применяя их, человек производит грубую заместительную терапию, приводящую к разрушению его психики и мозга.

Показательна история группы Пинк Флойд. Их поразительные прозрения в ранних альбомах были навеяны Сидом Барреттом, который злоупотреблял ЛСД, и в итоге покинул коллектив. Но группа не пошла по пути пагубного пристрастия к наркотическим веществам. Это были образованные люди, закончившее архитектурный факультет Лондонского института, создавшие новое видение иной реальности, выраженной в форме психоделического рока. Поэтому рок року рознь.

В настоящее время, несмотря на развитие сложной рок-музыки, где задействуются и исполняются классические произведения в новой интерпретации с привлечением оперных исполнителей и хоровых аранжировок, всё же наблюдаются кризисные явления. Не исключено, что сегодняшнее развитие музыкальных технических средств исчерпало возможности своего воздействия на психофизиологические состояния человека. В результате могут быть созданы иные виды музыки, активирующие интеллектуально-чувственную сферу человека, раскрывающие чувственно-рациональный потенциал личности и приводящие к новым формам удовольствия и наслаждения.

Платформа Яндекс.Дзен по определённым причинам меняет алгоритмы показов, и теперь статьи канала Intellectus увидят только его подпиcчики. Если вы уверены, что подписаны на канал рекомендуется проверить это в связи с возможной автоматической отпиской.

Читайте также:  Бывшая

Другие материалы рубрики «Тайны психической реальности и её проявлений» можно посмотреть здесь#intellectus psycho

#музыка #общество #самопознание #саморазвитие #личность #психология #научно-популярное #познавательно #интересные факты

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий