Научная статья: Как защититься от негативного воздействия медиасреды

Общая психология

Если человек научится разумно, логически и критически оценивать информацию, которая его окружает, то ему будут не страшны многочисленные потоки информации, остановить которые невозможно никакими техническими средствами защиты, устанавливаемыми на компьютеры.

Медиасреда – это социокультурное пространство информационного общества. то, что нас повседневно окружает. Это совокупность условий, в контексте которых функционирует медиакультура, то есть сфера, которая через посредничество массовых коммуникаций и СМИ (печать, радио, ТВ, видео, кино, Интернет и др.) влияет на общественное сознание.

Наша жизнь протекает в насыщенном медиапространстве, технические средства, окружающие каждого человека, уже перестали быть средствами для технологизации деятельности, а превратились в практически не рефлексируемую окружающая среду. Зависимость от медиасредств выросла в последнее время в десятки раз. Молодежь практически перестала читать книги, на первое место вышло коммуникативное общение в десятках популярных социальных сетях, сетевые игры, бездумное потребление информации. Любой сбой в работе технического средства вызывает раздражение. Медиапотребление настолько органично вошло в повседневную жизнь человека, что люди просто не могут представить себе свою жизнь без этого процесса.

В медиасреде происходит формирование, распространение и воспроизводство культуры, то есть целенаправленное воздействие информационных потоков на ценности, суждения, оценки, мнение и поведение людей. Это может быть как позитивное, так и негативное влияние.

Процесс управления информационными потоками неотделим от изучения и понимания особенностей того социокультурного пространства, в котором они протекают. Во многом этот процесс направлен на молодежь. Так как они, в отличии от старшего поколения обладают более высокой обучаемостью и способностями к овладению техническими средствами, именно на молодежь направлены усилия как разработчиков этих средств, так и создателей информационных ресурсов.

Основными принципами функционирования СМИ являются:

  • свобода коммуникации,
  • разнообразие,
  • качество информации,
  • социальный и культурный порядок.

Свобода общественных коммуникаций предполагает учёт интересов всех обитателей медисреды – как тех, кто сообщает информацию, так и тех, кто принимает сообщение. Она не может быть абсолютной, так как здесь должны учитываться ограничения, накладываемые на частные и общественные интересы. Это и противоречия между тем, что коммуникаторы хотят сказать, и тем, что потребители информации хотят услышать, это и потенциальный конфликт интересов тех, кто контролирует коммуникационные каналы, и тех, кто хочет получить доступ к ним, но не имеет на это законного права.

Разнообразие информации. Пока разнообразие так же, как свобода коммуникации, является нейтральной по отношению к содержанию, то предполагается, что чем больше существует различных каналов публичной коммуникации, доносящих максимально разнообразное и меняющееся содержание до наибольшего числа аудиторий, тем лучше.

Посмотрите, как сегодня представлены новостные ленты на популярных информационнопоисковых системах. Возьмем самую популярную – Яндекс. Одну и ту же новость представляют около 10 российских СМИ, такое же количество иностранных и иноязычных СМИ. Пользователь может сам выбрать тот или иной вариант, посмотреть альтернативу.

Читайте также:  Почему нарциссы живут в вашей голове даже после расставания?

Тем не менее, уровень возможного многообразия ограничивается емкостью канала и редакционным отбором.

Качество информации. Избыток и разнообразие новостей не всегда благоприятно влияет на мышление и психологическое состояние человека. Зачастую чтение новостей приводит к появлению страха и агрессии, мешает реализации творческого потенциала и лишает способности мыслить глубоко. В отличие от чтения книг и журнальных статей, над которыми приходится размышлять, человек может «проглотить» огромное количество пустых новостей, тривиальных фактов. Зачастую они не заслуживают внимания и на них никак нельзя повлиять. Это приводит к тому, что человек, понимая, что он бессилен что-то изменить, становится пассивным, у него формируется пессимистичное, бесчувственное, саркастическое и фаталистическое мировоззрение. Особенно опасно это в период конфликтных ситуаций – большое количество негативного материала, сцен насилия, горя очень сильно влияют на психику человека.

В новостях предпочтение часто отдается чрезвычайным ситуациям. Панические истории приводят в беспорядок иммунную систему человека и организм оказывается в состоянии хронического стресса.

Редакционный отбор также оставляет желать лучшего. Новости искажают реальные факты, в них присутствуют когнитивные ошибки. Чтобы усилить неожиданность той или иной новости, может присутствовать явное нарушение непрерывности хода событий, расхождение с ожиданиями, уникальность случившегося.

Огромное количество новостей подавляет мышление, так как не даёт человеку сконцентрироваться на чем-либо. А мышление всегда требует концентрации. Новости нарушают концентрацию, тем самым они ослабляют понимание, серьезно влияют на память. Услышав о каком-то происшествии, каждый человек хочет узнать, чем оно закончится. Но, зная, что сюжетов, которые освящают одно и то же происшествие сотни, человек все меньше способен контролировать это стремление. Мышление становится поверхностным, новости уменьшают количество думающих людей, способных на внимательное чтение и сосредоточенное мышление. Люди теряют способность читать большие статьи или книги – они быстро устают, концентрация исчезает, появляется беспокойство. Физическая структура мозга постепенно меняется.

Новости ограничивает творческий потенциал. Мозг человека должен наслаждаться широким, необитаемым пространством, которое дает возможность придумывать и осуществлять новые идеи, искать новые решения, а чтение новостей сводит их на нет.

Социальный порядок и солидарность предполагает решение вопросов интеграции и гармонии в обществе. В идеале средства массовой коммуникации не должны подрывать состояние законности и порядка посредством символического поощрения преступлений и социального беспорядка. В вопросах национальной безопасности свобода деятельности средств массовой коммуникации должна ограничиваться соображениями национальных интересов. А в вопросах морали, приличий и вкуса средства массовой коммуникации должны принимать во внимание господствующие в обществе нормы. В таком случае власть рассматривает общественные средства массовой коммуникации как элемент поддержания порядка. Но это только в идеале, на самом деле средства массовой коммуникации имеют сложную и разделенную ответственность, особенно в отношении альтернативных социальных групп и субкультур, а также в отношении к конфликтам и неравенству в большинстве обществ.

Читайте также:  Читатели меня обвиняют в отсутствии ярких эмоций. Они забывают, что есть разные типы темпераментов. Пишу о своём темпераменте

Средства массовой информации играют важную роль в воспроизведении кода морали. Они могут публично называть какие-то поступки хорошими или плохими. Нарушения норм, а нарушение и делает норму явной, в новостях принимают форму скандалов. Это может быть либо простая констатация факта нарушения, либо моральная оценка произошедшего события. Констатация факта без оценивания ситуации может вызвать как осуждение нарушения, так и незнание, насколько явно отклонение от нормы. Если оцениваются не только поступки, но и те, кто их совершает, то это помогает потребителю информации составить собственное мнение. Моральная оценка может вызвать либо уважение, либо неуважение к тем или иным людям, о которых идет речь в информационном сообщений. Но следуя законам новостного жанра, мотивы, которые побудили человека поступить именно так, а не иначе, не освещается.

Говоря о культурном порядке, в идеале рассматривается такие функции СМИ, как отражение в содержании представляемой информации языка и современной культуры тех людей, которых эти средства обслуживают, преимущество должно быть отдано образовательной роли этих средств, а также отражению ими лучших материалов культурного наследия страны. В данном случае речь идет о самой «социально неопасной» группе новостей, которые анонсируют конкретные события, если, конечно, не говорить о скандалах в области культуры.

Очень внимательно и избирательно следует относиться к новостям в период информационных войн и социальных конфликтов. Ведь человеку не только свойственно поглощать информацию, но и интерпретировать, создавать собственную. Благодаря широкому распространению социальных сетей и блогов, информационная война перекидывается с новостных лент на данную область Интернета. Поэтому комментируя информацию, высказывая своё мнение необходимо соблюдать некоторые правила.

Прежде всего, надо помнить, что любая война закончится, любой конфликт разрешится, политики договорятся между собой. А потерять друзей, поссориться с родственниками значительно легче, чем потом эти связи восстановить. Можно высказать свое отношение к политике, но не надо оскорблять кого либо. Не все принимают участие в конфликте, все люди разные, но каждый заслуживает уважения. Если кому то не нравится мнение другого человека, то лучше высказаться об этом мнении, а не о человеке. Чаще всего это будет незнакомый человек, а ненавидеть незнакомых людей — это патология. Не надо торопиться делать выводы: взаимоотношения между людьми всегда сложны на разных уровнях – семьи, трудового коллектива, региона, страны, Мира.

Читайте также:  Я - хозяйка своей радуги

Достоверность информации в период информационных конфликтов вообще вещь сомнительная. Как мы говорили выше, власть рассматривает общественные средства массовой коммуникации как средство для выражения своих идей и поддержания порядка. Поэтому практически каждое СМИ, если оно не служит оппозиции, старается предоставить факты и дать оценку с позиции своего государства. Подделать факты, фотографии, видеозаписи и прочие подтверждающие материалы при современном уровне развития техники довольно просто.

Ниже приведены задания для формирования медиаобразовательных умений, помогающие создать определённый внутренний мысленный фильтр, позволяющий проанализировать полученную информацию или найти опровержение для неё, оценить надёжность источника и достоверность информационного сообщения, а также сделать свои аргументированные выводы.

Пример заданий №1.

Пример задания №2.

Найдите в социальных сетях видеоролики, собравшие большое количество «лайков»

1. Какие средства используют авторы сообщения для привлечения внимания аудитории? Используют они некорректные приемы?

2. Какие ролики собрали больше «лайков» — ролики, несущие позитивную информацию (добрые дела и поступки, события музыкальной и культурной жизни) или негативную — злые розыгрыши, шутки. Посчитайте примерное соотношение. Почему, на ваш взгляд, получилось такое соотношение?

3. Выскажите обоснованные аргументы «за» и «против» каждого из них. Что привлекает аудиторию в этих двух противоположных типах роликов?

4. Дайте свою моральную оценку данным типам роликов. Аргументируйте собственные высказывания.

Также можно предложить задания по определению фейковых новостей, все больше и больше заполняющих медиасреду современного человека.

Фейк по сути значит «утка», поддельные новости. Распознать их не так просто, как кажется с первого взгляда. Психика человека устроена так, что лучше всего запоминается первая фраза в информационном сообщении. Поэтому заголовки фейковых новостей могут быть очень интригующими и привлекающими внимание. Человек запоминает субъект действия и какую-то оценку этого действия, которая предложена первой, а все последующее воспринимается уже через ее призму. Дальше все дополняется деталями, которые могут быть, да и зачастую бывают, полностью достоверны. Но сам факт, который ложится в основу данной раскручиваемой цепочки, преподнесен очень неопределенно.

Основные признаки фейковой новости:

  • «Кричащий заголовок»
  • Дана просто формулировка, не указано место, время, источник информации и т.д.
  • Общая неопределенность в исходной информации

Пример заданий №3.

Если человек научиться разумно, логически и критически оценивать информацию, которая его окружает, то ему будут не страшны многочисленные потоки информации, остановить которые невозможно никаким техническими фильтрами, устанавливаемыми на компьютеры. И это касается не только новостных сообщений, но и информации вообще.

#медиасреда, #информационная безопасность, #медиабезопасность, #фейковые новости, #медиаобразование, #критическая оценка информации, #наука #психология #полезные советы #интересные факты

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий