О межпоколенной передаче паттернов взаимодействия
Процесс семейной проекции является универсальным и в той или иной мере присутствует в каждой семье. Тревога родителей, вызванная их неразрешеннымм эмоциональными проблемами с их родительской семьёй, с их песональными социальными обстоятельствами, а, главное, тревога родителей, соответствующая уровню их недифферецированности (слияние между эмоциями и интеллектом) — весь этот океанический поток тревоги проецируется ими на своего ребенка.
Что происходит с ребёнком в этот момент?
Правильно: ребёнок контейнирует эту тревогу в себя, впитывает её как губка и реагирует повышенной тревожностью на тревогу родителей. (особенно на тревогу матери).
Родители же воспринимают это как персональную проблему самого ребёнка. Но на самом деле тревожность ребенка — это ответ на тревогу родителей.
Начавшись, этот процесс может появляться периодически в стрессовые периоды для семьи и в ключевые периоды жизненного цикла семьи. Ребенок перегруженный тревогой, спроецированной в него родителем, может транслировать различные виды проблемного и т.д. поведения: проблемы с учебой, проблемы со здоровьем, асоциальное поведение, проблемы в отношениях с окружающими.
Что происходит с родителями?
Они тревожатся еще больше.
Вот он: циркулярный принцип работы семейных систем — А будоражит тревогу Б, а Б, повышением своей тревожности будоражит тревогу А.
Круг замкнулся.
Терапевты именно эти замкнутые круги и ищут в сессии, чтобы с ними работать…
Ребенок, бывший объектом проекции своих родителей — а точнее бывший контейнером их персональных тревог — будет реализовывать аналогичный паттерн (аналогичный замкнутый круг тревожности) в своей персональной нуклеарной семье с супругой (супругом) и детьми. То есть. Будучи взрослым, этот триангулированный в прошлом ребенок, принесет патологичный паттерн в свои взрослые отношения. А его собственный ребёнок привнесет этот замкнутый круг тревоги — уже в свою семью.
И так снова и снова — в каждое новое поколение.
Чем меньше ребенок был вовлечен в проективный процесс своей родительской семьи, тем более высокий уровень дифференциации он имеет и тем меньше вероятность перехода проблемы в каждое новое поколение.
Таким образом, процесс межпоколенной передачи паттернов взаимодействия происходит посредством использования членами старшего поколения триангулирования в свои отношения членов семьи младшего покления.
Источники:
Н. Манухина. «Созависимость глазами системного терапевта»
Канская Ксения «Типы характера и анатомия любви: психоаналитический взгляд»