О российской психологии. Вторая часть

Общая психология

После чтения ряда «научных» статей, появившихся за последнее десятилетие в журналах «Вопросы психологии», «Психологическом журнале», и ряда бесед с ведущими специалистами в области психологии и психотерапии отрадно читать в первой лекции Юлии Борисовны, что . После всего уже вышесказанного (и лишь в малой степени отражающего состояние современной российской психологии) нетрудно понять, что это редкое и смелое заявление.

Жаль только, что она не решается помочь студентам определиться с тем, какой наукой является психология ― естественной или гуманитарной. Она уходит от ответа, считая, что ни один из вышеперечисленных вариантов не является правильным, поскольку психология «». Здесь, боюсь, не совсем тот случай, когда можно просто сказать «а не согласен я с обоими», а тот случай, когда если ты сказал «А», то нужно сказать и «Б».

Что значит «наука особого типа»? Если это новый прорыв в эпистемологии (науке о познании), то в чем он заключается? А если нет ни «Б», ни прорыва, то это больше напоминает попытку уйти от надвигающихся на нас костров гуманитарной инквизиции.

Давайте определимся: есть естествознание, которое изучает все то, что окружает человека (и в том числе самого человека), и человек в рамках естествознания занимает привилегированное положение не в том смысле, что он принципиально отличается от всего, что существует вокруг, а в том смысле, что он является заказчиком, и именно его интересы обслуживает человеческое естествознание.

Все, что нас окружает ― естественно. Мы сами естественны. Мы естественно хотим комфортно жить в естественном мире, мы хотим получать от жизни удовольствие, мы хотим радоваться жизни, а для этого нам нужно знать естественные законы и жизни, и мира. В этом суть и естествознания, и естественно-научной психологии, которая, конечно, отличается от житейской психологии, как это замечательно описывает Юлия Борисовна, но, по сути, тесно взаимосвязана с ней.

Что такое гуманитарная наука? Гуманитарная наука ― это мягкое название деятельности, которая на самом деле никакого отношения к науке не имеет, потому что в своем основании имеет ничем (кроме слов) неприкрытую веру в то, что человек по своей сути есть нечто особенное, нечто такое, что никакая естественно-научная дисциплина никогда не сможет, нечто такое, что может быть лишь А естественно-научный позитивизм и эмпиризм (вернемся к А.Ф.Лосеву) «это не что иное, как последнее мещанское растление и обалдение духа». Материалист ― «это паршивый мелкий скряга (который) хочет покорить мир своему ничтожному собственническому капризу. Для этого он и мыслит себе мир как некую бездушную, механически движущуюся скотину (иной мир он и не посмел бы себе присваивать); для этого он и мыслит себя как хорошего банкира, который путем одних математических вычислений овладевает живыми людьми и живым трудом (иное представление о себе не позволило бы быть человеку материалистом)».

За что я люблю Фрейда, так это за то, что он, в отличие от философов-идеалистов, никогда не стремился разделить все влечения на «скотские» и «человеческие», искусственно унижая первые и возвышая вторые. Если философ-идеалист в добром расположении духа мог сказать про себя: «Ничто человеческое мне не чуждо», то Фрейд легко мог сказать про себя: «Ничто скотское мне не чуждо». Юлия Борисовна также предупреждает студентов от ошибочной позиции, которую занимают нередко психологи с большим научным стажем. «Проблемы человеческой жизни, ― говорят они, ― нет, я ими не занимаюсь». А чем же еще может и должен заниматься ученый, если не проблемами человеческой жизни?

Давайте будем честными сами с собой и скажем так: не существует никаких наук, существует лишь одна наука, эта наука может быть только естественной, и психология ― это естественная наука, которая изучает психику как функцию головного мозга. Гуманитарная и гуманистическая психология ― это не психология, а и относится она к психологии точно так же, как паралимпийские игры относятся к олимпийским. Есть естественные науки для здоровых ученых и есть гуманитарные паранауки (в том числе парапсихология) для инвалидов умственного труда.

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий