Психическое развитие ребенка раннего возраста (1-3 года)

Психология

Малыши – это дети в возрасте от одного до трех лет.

В этот период добавляется большое количество навыков, стимулируется формирование мыслительной деятельности. Важнейшими желаниями в детстве являются: движение, прогулки, игра со взрослым, познание мира, деятельность в это время носит предметно-ориентированный характер.

Умственное развитие ребенка раннего возраста (1-3 года)

Психологическая сторона опережает физическое развитие. Ребенок старается узнать как можно больше, пробовать и проверять все вокруг. Его интересует все, что приятно пахнет, звенит, шуршит, шуршит. А если на это еще наложен родительский запрет, то цель еще привлекательнее, и он обязательно к ней попадет. Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают гораздо раньше, чем нога успевает сделать шаг, поэтому образуются первые падения, синяки и шишки.

К концу периода самооценка малыша ухудшилась, он уже проявляет самостоятельность и самостоятельность, добивается успеха упорными испытаниями и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Здесь появляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса в трехлетнем возрасте «Я сам!». Ребенку можно за полчаса завязать шнурки, надеть кофточку, но главное, не препятствовать его инициативе, запастись терпением. Он сделает это самостоятельно, создав базу для совершенствования психологических функций.

Формирование психических процессов

1. Восприятие

В возрасте полутора лет наблюдается ухудшение цветовосприятия. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, что является движущей силой для развития других компонентов психики. Осмысление окружающей действительности происходит в предметно-игровой форме. Малыш чувствует, исследует с помощью сенсорных ощущений. Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно влияющие на умственные способности.

Читайте также:  Как распознать стерву и как с ней себя вести?

Характеристика:

  • главный проводник с реальностью — субъект;
  • при просмотре он фокусируется на отличных характеристиках, затем по характеристикам определяется рейтинг;
  • действие эмоционально и зависит от настроения;

Эффективно использование приемов: построение пирамиды (подбор колец по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок к размещенному отверстию.

2. Внимание

Ребенку интересно практически все, особенно цвета и звуки.

Специфика:

  • форма непроизвольная;
  • слабо концентрированный;
  • недолго и не стойко;
  • его по-прежнему сложно обменивать и распространять;
  • объем удерживаемых предметов небольшой;
  • действия еще не контролируются сознанием, они в большей степени формируются внутренними раздражителями;
  • навыки говорения положительно сказываются на произвольном внимании;
  • чем шире обозначение предметов, знание их свойств, тем лучше будет внимание.

3. Воображение

  • действие фэнтези происходит в семантической игре, манипулирующей сюжетом;
  • ребенок опирается только на собственные знания в представлении того, что он когда-то видел или слышал.

4. Память

  • вызывает память о том, что было ранее изучено и зафиксировано в уме;
  • неразрывно связано с восприятием:
  • преобладает случайное запоминание на основе узнавания;
  • теперь материал можно хранить все дольше и дольше;
  • рождается создание воспроизводства информации;
  • ребенок запоминает движения, чувства, связанные с конкретным человеком или ситуацией.

Например, что железо горячее, и что кошка, если ее дернуть за хвост, может его поцарапать.

5. Мышление

  • психические функции работают вместе с речью. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми;
  • формируется знаково-символическое мышление. Ребенок начинает понимать, что используемый предмет может быть заменен другой, аналогичной функцией;
  • учится сравнивать и обобщать;
  • преобладает визуально эффектная форма. В этот период важно научиться выстраивать логическую связь между предметами. Дайте объемное описание наблюдаемого объекта.

6. Речь

  • малыш испытывает потребность в диалоге, в высказывании о желаниях, внутренних состояниях с помощью доступных каждому средств. Жестов и мимики уже недостаточно для диалога.
  • до 2 лет появляется самостоятельная активная речь;
  • в 3 года словарный запас более 1500 слов;
  • ребенок усваивает, что каждая вещь имеет имя, а предложение из нескольких слов имеет свое обозначение;
  • пытается повторить услышанное слово за взрослым.
Читайте также:  Агрессивное поведение у детей - причины, профилактика и коррекция

Важную роль в гармоничном формировании здоровой психики маленького ребенка играют отношения в семье, поддерживающие благоприятную атмосферу и поощряющие успехи.

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий