Психологическая готовность к школе

Общая психология

Материал подготовила методист проекта, психолог Евгения Рахматова

Важная составляющая готовности к школе — психологическая готовность. Понятие психологической готовности к школе включает в себя:

  • интеллектуальную;
  • личностную;
  • социальную;
  • эмоционально-волевую готовность.

Итак, что же это значит?

Интеллектуальная готовность

Ребенок должен:

  • мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
  • иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
  • уметь ориентироваться в пространстве
  • Речь, память и мышление должны соответствовать его возрасту.

Для успешного обучения у ребенка нужно поддерживать в нем любознательность, он должно нравится получать новые знания.

Личная и социальная готовность

Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:

  • способность понимать, что хорошо, а что плохо, нравственное развитие;
  • коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без агрессии, понимание авторитета взрослых;
  • умение слушать учителя, понимание инструкций и заданий, которые дает учитель, (и принятие их без «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять то, что непонятно, умение признать свои ошибки, если они появляются;
  • умение спокойно реагировать на замечания сверстников и взрослых.

Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.

Эмоционально-волевая готовность

Здесь подразумевается, что ребенок должен научиться управлять своими импульсами и желаниями. Выполнять даже те задания, которые ему даются труднее других или которые не нравятся.

Даже высидеть 30 минут урока для первоклассника не так-то просто.

Здорово, если у ребенка будет опыт посещения малышкиной школы, где он постепенно научится проводить за партой больше времени.

Читайте также:  Почему работа над собой не приносит результатов?

Хорошо, если ребенок хочет в школу, ему интересно, что его там ждет. Образ себя-школьника — важная часть психологической готовности к школе, поэтому важно обращать внимание, что вы говорите о школе, не критикуете ли ее при ребенке.

В любом случае важно понимать, что адаптация ребенка к школе идет первые две недели, но может занимать и до полугода, поэтому совершенно нормально, если у малыша в первом классе еще что-то не получается, или он иногда встает из-за парты, позабыв про урок.

Поддержка семьи очень важна для первоклассника, а это значит, что важно поддерживать позитивный настрой ребенка по отношению к школе, помогать ему решать те проблемы, которые возникают, замечать его успехи.

Уже в среду у нас на Familytree состоится онлайн-встреча с Людмилой Петрановской, на который мы получим ответы на волнующие многих вопросы о школе и школьных проблемах. Регистрируйтесь тут и задавайте свой вопрос.

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий