Психология абьюзера как она есть

Общая психология

Продолжая вспоминать героев книги "Кларисса Гарлоу", обратимся к сложному характеру господина Ловеласа.

Ловелас, по его словам, мстит всем женщинам за то, что его первая любовь оказалась жестокой кокеткой.

Он заявляет, что с тех пор искал чистую непорочную девицу, чтоб сделать ее своей женой.

Но достаточно непорочных ему еще не попадалось.

Вот типичные его уловки:

Когда мужчина не может убедить женщину признаться ему, что он ей не противен, то есть на то другой вернейшей и полезнейшей способ, которой состоит в том, чтобы ее против себя рассердить. 

Что ж, эмоциональные качели – актуальный инструмент и для современных абьюзеров.

Будучи молод и надменен, развлекал себя тем мучительством, которое производил над женским полом, обращая на ту или другую свой выбор, тем самым делая двадцать остальных ревнивыми.

Вот мое увеселение, которым я тогда тысячу раз наслаждался.  

Психология абьюзера как она есть

Зачастую это было именно манипуляцией не ради секса, а ради власти над женщиной. И победа над женщиной приносила ему разочарование, если жертва слишком быстро сдавалась:

Я часто приходил в замешательство, когда очередная богиня моя была не настолько жестока, как я жаловался в моих сонетах или элегиях. 

Психология абьюзера как она есть

Разочарование за разочарованием …

Своеволец, поелику весьма редко обретает сопротивления добродетели в тех женщинах, с коими обращается, привыкает судить о всех прочих по тем женщинам, коих он спознал. 

***

Но вот Ловеласу попадается поистине добродетельная девица, – Кларисса.

Он не может взять над ней верх.

Доволен ли он ее добродетелью? Нет. Здесь и проявляется настоящая подоплека его поступков.

Желание подчинить, взять верх, поломать волю, – вот мотивация абьюзера.

я приметил в ея осмотрительности и безпрерывной печали, что она подозревает меня в каком ни есть худом намерении, и мне было бы досадно, чтоб такая особа, которую я почитаю, была обманута в своем ожидании.

Сначала Ловелас довольно иронично делится с друзьями своими планами.

Он надеется, что его привычные трюки сработают:

В женщинах есть некая превратность, побуждающая их требовать мнения у других, чтобы, узнавши оное, иметь удовольствие ему противиться (и может быть, они сделали бы тот же самый выбор, если бы он не был в мыслях другого). 

Но когда Кларисса продолжает сопротивляться, типичный абьюзер показывает свое лицо:

Оставь надменные свои взгляды. Если ты чувствуешь ко мне равнодушие; то не думай, чтоб твое чистосердечие могло послужить тебе извинением, я того не упущу: не забывай, что ты находишься в моей власти.

Если ты меня любишь; то также не сомневайся, что притворная откровенность твоего пола поможет тебе в борьбе с таким гордым и ревнивым сердцем, как мое. Впрочем вспомни, что все грехи твоей семьи обращены будут на тебя.

Психология абьюзера как она есть

Как видно, при любом поведении жертвы ей грозит один и тот же исход: ее сломают.

***

При этом абьюзер искренне видит корень проблем в поведении жертвы. Вспоминая о том, что невозможность увидеться с Клариссой приводила его в плохое настроение, Ловелас говорит другу:

находившись от сада ее отца в расстоянии одной мили, и не имевши случая ее увидеть, я уже не с таким удовольствием возвращался к прежним нашим веселостям.

Не заслуживает ли она за то наказания?

Психология абьюзера как она есть

Он все еще уверен в успехе и признает, что никогда не простит жертве того, что она оказалась неожиданно сильной:

Мои воспоминания о прошедшем не сделают ли бы меня несчастным, когда прелесть новизны улетучится, когда я буду обладать тем, к чему мое желание стремится? 

***

А как же добродетель? Ценит ли он ее в Клариссе?

Нет: напротив, он собирается поступить с ней так же, как поступал с "недостаточно добродетельными":

Если сначала речь идет о том, что

Поступки моей любезной покажут мне, в качестве ли жены должна она принадлежать мне.

То довольно быстро Ловелас принимает решение:

Я буду помышлять о браке тогда, когда решусь исправиться. Еще довольно будет времени для заключения брака, говорит моя любезная; а я говорю – для исправления.

В этой эволюции высказываний видна настоящая психология абьюзера, манипулятора, домашнего тирана: независимо от поведения жертвы она будет сломлена, чтобы доставить радость победителю.

***

Ссылка на экранизацию книги приводится в этом материале канала.

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий