Развитие эмоционального интеллекта

Общая психология

Мечта каждого родителя- вырастить счастливого и успешного ребёнка. Чтобы он стал целостной и психологически здоровой личностью.

Но как это сделать? К сожалению, многие родители не знают каким образом этого добиться.

В нашем обществе принято ребёнка развивать. И в большинстве случаев, развитие ограничивается формированием и развитием познавательных процессов – мышления, памяти, внимания, логики. Это то, что можно измерить, подкорректировать и наглядно увидеть достижения. Поэтому родители с рождения скупают развивающие пособия, карточки и игрушки и все свои усилия направляют на развитие именно этой сферы.

Познавательная сфера ребёнка неоспоримо является важнейшим пунктом в общем развитии и, конечно же, нуждается в постоянной поддержке. Но сегодня хотелось бы поговорить об эмоциональной сфере ребёнка, о развитии эмоционального интеллекта. Теме, которой уделяется так мало внимания и которая, однако, является важнейшим компонентом в достижении успешности и, в принципе, счастливой жизни.

Запишитесь на Курс "Запуск речи"

Что такое эмоциональный интеллект?

В первую очередь, это способность понимать свои чувства и эмоции и принимать их. Из этого формируется способность понимать и принимать чувства окружающих тебя людей, а значит, человеку с развитым эмоциональным интеллектом будет легко строить отношения с обществом. С пониманием и принятием своих чувств мы учимся ими управлять, контролировать, направлять. Именно эмоциональный интеллект помогает нам справляться со всем спектром наших эмоций в самых непредвиденных обстоятельствах.

Эмоциональный интеллект – это то, что помогает нам адаптироваться к новым условиям, наладить контакт с окружающими людьми, лучше понять себя и жить счастливо.

Итак, понимание своих эмоций и чувств, эмоций окружающих тебя людей и умение своими эмоциями управлять – вот основные компоненты развитого эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта

Как же развивать эмоциональный интеллект и с какого возраста лучше начать?

1. Начать стоит с рождения. Ведь, с самых первых дней малыш открыт к общению с нами и готов воспринять любую информацию. Вместе с родителями малыш учится радоваться и улыбаться, выражать недовольство, злиться. В первые годы жизни главным инструментом изучения мира для ребёнка является подражание за родителями и ближайшим окружением. В зависимости от того, как на его поведение реагируют взрослые, ребёнок учится распознавать свои эмоции и чувства.

2. С самого раннего детства необходимо научить ребёнка словесно выражать свои эмоции. Достигается это путём проговаривания взрослыми того, что чувствует ребёнок в той или иной ситуации.
«Тебе грустно от того, что нам уже пора уходить домой». «Ты злишься, потому что с тобой никто не хочет играть на детской площадке». «Я вижу, как ты радуешься навой игрушек. Должно быть ты так сильно хотел получить её в подарок!»

3. При чтении сказки и за просмотром мультфильма можно также комментировать чувства персонажей. Проговаривать и объяснять почему герой так себя ведёт и что он чувствует.

4. Примерно с 3-4 лет можно начать учить ребёнка правильно выражать свои эмоции, особенно это касается негативных эмоций.
«Если ты злишься, можешь побить подушку/ порвать бумагу и т.д.»
«Тебе грустно и ты плачешь. Я хочу тебя утешить и побыть рядом с тобой».
Взрослым важно знать, что сдерживание или подавление негативных эмоций (агрессии, злости, грусти, печали, страхов) ни к чему хорошему не приводит и может затем перерасти в разные психологические и соматические симптомы.

5. Родители не должны скрывать свои чувства и эмоции. Это также один из способ научения, когда взрослый на своём личном примере показывает как справляться с разного рода эмоциями. И что немаловажно, каждый человек имеет право испытывать те или иные эмоции и не должен стыдиться этого.

  • «Я начинаю злиться, когда ты меня не слушаешься. Давай договоримся».
  • «У меня не очень хорошее настроение, поэтому я могу быть раздражённым».
  • «Мне так приятно зайти в чистую и убранную комнату. Я вижу, как ты старалась! Ты такая молодец!»

6. Только к 7 годам ребёнок учится полностью распознавать свои эмоции и чувства и контролировать их. А также начинает считывать эмоции других людей. Ребёнок уже может поставить себя на место другого и способен к сопереживанию. Поэтому, все разговоры из разряда «вот ты плачешь из-за игрушки, а в Африке дети голодают» до 7-8 лет не имеют никакого воспитательного эффекта.
Стоит подчеркнуть, что всё вышесказанное в 6 пункте достигается в случае, если родители занимались вопросом эмоционального интеллекта с ранних этапов. Т.е. сам по себе возраст ещё не даёт никаких гарантий развития.

Нет плохих или хороших эмоций. Они все разные и каждая помогает выразить наше состояние в зависимости от происходящего вокруг. Поэтому так важно проживать каждую эмоции и давать выход накопившейся энергии.

✅ Подпишитесь на наш канал, если статья оказалась полезной. Это будет знаком для нас, чтобы писать больше статей

А так же советуем прочитать:

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий