Современная система дошкольного и школьного образования и воспитания во всем мире разработана таким образом, что ко взрослой жизни человек подходит с четкими установками, что и как делать в той или иной ситуации, как вообще принято в этом обществе жить и вести себя и т.п.
Это десятая статья из серии материалов, посвященных этапам, уровням развития личности человека. Все предыдущие и следующие статьи вы всегда можете найти по тегу #4 ступени осознанности .
Стандартности и стереотипность мышления. Фото автора KoolShooters: Pexels
Суть этой ловушки в том, что человека с детства оберегают от ошибок. И вроде бы ничего плохого в этом нет. Но оберегать необходимо не путем запретов, что так-то и так-то нельзя, что то-то и то-то не правильно и т.д. А путем подробного рассмотрения этих ошибок, их глубокого анализа.
Конечно проще сказать и утвердить в сознании, что вот это действие — ошибка, а вот это вот -шаблон для подражания и повторения. Но раз за разом такие утверждения стандартизируют мозг и мышление человека.
А вспомните, как размышляют маленькие дети. В разговоре они не боятся кого-то обидеть и уж тем более вообще не переживают по поводу того, кто-что о них подумает.
Вот несколько примеров фраз, произнесенными детьми с непредвзятым взглядом на обычные жизненные ситуации (источник: www.adme.ru)
Ну а как мыслит обычный Житель (телесный уровень развития личности)? Боясь быть высмеянным или не понятым. Боясь ошибиться, ведь столько времени потрачено на простое запоминание этих ошибок. Боясь открыть для себя что-то новое, ведь это новое — не изведанное, таящее в себе другие ошибки и противоречия.
Его стандартное, или по-другому — стереотипное поведение основано на том, что он все видит как черное и белое, как правильное и неправильное, т.е. это вот ошибочное, а вот это вот верное.
В душе ему страшно принять что-то другое, и если это другое ему пытаются объяснить или навязать, он отнесется к этому как минимум с непониманием и отвержением, ну или вообще враждебно.
Объективное восприятие мира полностью уничтожено этой ловушкой системы. Зато предрассудки и предубеждения в мышлении Жителя ею стимулируются и поддерживаются.
Эта ловушка зарывает глубоко в подсознание индивидуальные особенности личности человека, а мир воспринимать учит Жителя по одному конкретному признаку или нескольким схожим. Простейшие примеры стандартности мышления Жителя:
- Все красивые мужчины — изменники.
- А разведенные — значит пьяницы.
- Все богатые нажили свое состояние не честно.
- А умные — никогда не станут богатыми.
- Политики — лгуны.
- А все депутаты и чиновники — взяточники.
В общем, такой образ мышления отрицает любую другую вероятность того, что, к примеру, эти убеждения выше — это лишь созданные когда-то кем-то ярлыки и могут быть ошибочными.
Плюсы и минусы стандартности мышления
Итак, подытоживая все выше написанное, кратко изложу минусы такого мышления:
- отсутствие критического мышления; шаблонность мыслей и поведение по стандарту, эталону;
- не умение правильно или вообще как-либо анализировать разные ситуации и тем более подводить итоги, делать выводы из них;
- не верные поступки и действия, т.к. стереотипы и шаблоны в той или иной ситуации могут подойти или нет, а могут быть и вовсе устаревшими и давно бездейственными.
Да, да, есть в этом мышлении и плюсы тоже. Главным можно назвать минимизацию или полное избавление сознания от стресса. Также наличие стереотипов в мышлении Жителя позволяет ему быстрее принимать некоторые решения (это и понятно, ведь все похожее уже было когда-то решено) и не держать в голове кучу другой информации. Ну как следствие всего этого — менее уставать умственно.
#психология #саморазвитие #самосовершенствование #личность #личностный рост #саморазвитие личности #мотивация #общество #человек