Вопрос психологу: “Боюсь ходить в школу…”

Общая психология

Написать эту статью меня натолкнуло одно воспоминание. Само событие произошло ещё десять лет назад, когда я только познавала азы психологического консультирования, работая на детском телефоне доверия.

В одну из смен позвонила девочка-подросток и поделилась своими страхами.

С утра пораньше у неё начинало что-нибудь болеть, «ноги не шли», а мысли в голове были только об одном:

Тем не менее, она каждый день, таки превозмогая свой ужас, собиралась и шла на ненавистные уроки…

Я не буду описывать подробности той консультации из соображений этики. Но, вспомнив тот случай, я

Во-первых, потому что, эта тема на прямую касается меня, как матери ребёнка на СО, который очень не любил посещать школу. И страхи в его жизни также присутствовали, пусть и не в виде серьёзных фобий. Конкретно его переживания касались публичных выступлений и ответов у доски, страха быть не успешным и осмеянным при всём классе.

А во-вторых, эта тема продолжает быть актуальной, так как запросы на консультацию с подобной тематикой продолжают поступать и поныне. Поэтому, давайте-ка, будем разбираться.

Охваченные страхом, некоторые дети и подростки становятся неожиданно очень больными при одной только мысли, что нужно идти в школу. Это явление растёт и уже получило своё название — «школьная фобия» или «школьная тревога». То есть — это сильный страх перед школой, который заставляет ребёнка систематически всячески пытаться избегать ходить на учёбу в образовательное учреждение.

Казалось бы, трудно представить, чтобы школа — место социализации и обучения ребёнка — могла сделать некоторых школьников такими несчастными. Но это действительно случается.

Согласно некоторым данным, доля учащихся школьного возраста (в возрасте от 7 до 16 лет), страдающих от тревожных расстройств, которые не дают им возможности нормально посещать занятия, составляет от 4 до 5 процентов. Из них почти 1% страдают от ещё более тяжёлой формы: школьной фобии. То есть в любом классе средней городской школы как минимум 1 ребёнок мог бы позвонить психологу по этому поводу.

Какие признаки можно выделить?

Вопрос психологу: "Боюсь ходить в школу..."

  1. неожиданно возникающие физические недомогания: боли в животе, головные боли (и это не выдумки, ребёнок реально заболевает, но на нервной почве, так называемая психосоматика).
  2. внезапные панические состояния, которые проявляются в виде истерик, криков, рыданий. Ребёнок может буквально умолять, чтобы ему позволили остаться дома. Обычно все эти симптомы исчезают в дни без школы, такие как выходные, и каникулы. Это может наводить родителей на мысль о том, что их чадо просто обманывает и «лоботрясничает». А на самом деле, в свободные от школы дни, ребёнок просто успокаивается, перестаёт бояться и нервничать, вследствие чего все психосоматические недомогания отступают.

  • В первую очередь, это дети определённого склада характера: тревожные, беспокойные, «домашние» мальчики и девочки, плохо переносящие разлуку с родителями и привычной домашней обстановкой. Они не сильно общительны и часто стеснительны. И обычно робеют под оценивающим взглядом окружающих.
  • Вторая группа ребят — это те, кто страдает от глубокой незаинтересованности в учёбе, которая часто не приносит им никакого удовлетворения. Либо потому, что у них плохие результаты, либо потому, что они не понимают и трудно усваивают учебный материал (особенно это касается детей с дислексией или СДВГ). Часто случается, что их внимание фиксируется в другом месте, в области, где они чувствуют себя более ценными и успешными, например, компьютерные игры или спорт.
  • Ну и, в-третьих, стрессовые состояния могут обостряться и у старших подростков. Их, как правило, начиная с класса восьмого, буквально заставляют определить для себя будущее. Постоянный натиск взрослых порождает реакцию отторжения или протеста, ведь в четырнадцать-пятнадцать лет они едва ли могут иметь твёрдые планы на будущее и быть уверенными в своём выборе.

Вопрос психологу: "Боюсь ходить в школу..."

Родителям не всегда очевидны страдания ребёнка. Тем более, не всегда легко понять, как реагировать на их поведение, логика которого совсем непонятна для старших. Любая фобия кажется абсурдной со стороны, тому, кто её не испытывает. И очень трудно бывает с ребёнком, когда он выражает панический страх и, кажется, совершенно не слышит разумных доводов.

Это, пожалуй, основная трудность для родителей.

— А правда ли всё так плохо?

— А может, просто сочиняет проблемы?

Правильно ли поступают родители, которые идут на поводу своих детей и разрешают прогуливать школу в подобных случаях? Ведь взрослый человек прекрасно понимает, что

Заставить не бояться? Это невозможно. Но действовать нужно, терпеливо, методично и крайне заинтересованно в эмоциональном благополучии ученика.

Как только родитель обнаруживает у своего ребёнка трудности с посещением школы, начать доверительный диалог и попытаться понять, почему так происходит.

Вопрос психологу: "Боюсь ходить в школу..."

Кроме того, нужно поговорить об этом с учителями и, возможно, даже с одноклассниками из числа друзей. Прежде чем делать выводы и принимать решение, надо понимать, насколько ситуация критичная. Возможно, ребёнку нужна помощь психолога, если его фобии напрямую зависят от характерологических особенностей (крайняя стеснительность, например).

Если же трудности начались из-за того, что ребёнку тяжело даётся непосредственно учебный процесс, то, скорее всего, это дети с нарушением внимания, медлительностью, гиперактивностью и другими особенностями, негативно влияющими на обучение. В таких случаях надо решать вопрос несколько иначе.

Некоторые особенности можно «отшлифовать» упорными дополнительными занятиями, а например, такие, как медлительность и флегматичность, остаются с человеком всю жизнь. И в подобном случае ученик вряд ли сможет поспевать за учебной программой, составленной для среднестатистического ребёнка. Тогда на помощь могут прийти такие формы обучения, как очно-заочное (с участием школы) и семейное (полностью самостоятельно). Но это уже решение каждой отдельно взятой семьи.

При быстром реагировании порой достаточно немного твёрдости и убедительности со стороны родителей, чтобы решить проблему. Иногда родителям достаточно просто начать проявлять и чаще со своим школяром.

Вопрос психологу: "Боюсь ходить в школу..."

Возвращаясь к своему личному опыту, могу сказать, что мы с сыном сначала ушли на индивидуальное обучение при школе. Для этого нам пришлось посетить врача психотерапевта, у которого я и выпросила справку с рекомендацией о переводе на индивидуалку. На встречу с ней мы принесли тетради с двойками сын прошёл тесты на внимательность и прочие когнитивные процессы.

Убедившись, что сын с сохранным и, надо сказать, очень хорошим интеллектом, но при этом с трудностями в концентрации внимания, нам таки выдали эту справку. К сожалению, учебный процесс на индивидуальном обучении в школе оказался организован просто ужасно. Правильнее сказать, что он не был организован вовсе. Поэтому в итоге, мы ушли на семейное обучение. И уже третий год сдаём аттестацию с сервисом Хочу Учиться.

Автор:

Читайте также статьи автора:

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

.  на канал

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий