Воспитание ребенка с ЗПР — советы родителям

Женская психология

Своевременное выявление умственной отсталости – 50% успеха в коррекции диагноза. Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к врачу.

  1. ребенок до 1 года не держит голову самостоятельно;
  2. поздно начинает переворачиваться;
  3. не садится;
  4. к 6 месяцам лепет не появляется, а в 1 год, 1 год 2 месяца, 1 год 3 месяца не произносит даже самых простых слов («мама», «папа», «дай», «да») или хотя бы слогов («ма», «па», «на»);
  5. на цыпочках».

ЗПР может проявляться в младшем школьном возрасте как:

  1. недостаточная сформированность знаний об окружающем мире;
  2. повышенная утомляемость;
  3. отсутствие концентрации на какой-либо задаче;
  4. интеллектуальным нагрузкам предпочитает игру;
  5. незрелость в поведении (не игра на возраст, неуместные капризы, частые слезы, истерики).

Воспитание ребенка с умственной отсталостью - советы родителям

Наличие всех или нескольких – повод для обращения к специалистам. Важно не игнорировать проблему, не пренебрегать симптомами и не впадать в панику. Если вы знаете людей, которые начали говорить в 5 лет, выросли и потом жили нормальной жизнью, это не значит, что вы тоже можете не обращать внимания на отставание в развитии вашего ребенка. Такая реакция родителей нередко приводит к более серьезному течению диагноза.

Поставили диагноз ЗПР, что делать?

Не стоит винить себя и своих близких за испорченное наследство. Лучшее, что вы можете сделать, это обратиться за помощью к профессионалам. Специалисты-психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые необходимо проводить постоянно и непрерывно. При несоблюдении назначений, отказе от дальнейшего обследования по системе, предписанной врачами, приводит к нарастанию симптоматики, вплоть до развития умственной отсталости.

Чувство стыда за «неполноценного» ребенка, особенно при наличии других нормально развивающихся детей, создает у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативное отношение к себе.

Читайте также:  Отношения тещи и зятя – как их наладить?

Если отрицательные эмоции и чувства преобладают над желанием помочь ребенку, обратитесь к врачу. Диагноз умственная отсталость не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом проведении реабилитационных мероприятий, а при достижении ребенком младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Но лучше всего отдать ребенка в школу в 8 лет, а не в 7. То, что ребенок на 1 год старше остальных одноклассников, не страшно, но он будет готов к школе эмоционально и морально.

Очень важно не надеяться, что оно «само пройдет», «заговорит», «в детском саду подтянется», а действовать самостоятельно и вместе с врачом корректировать признаки умственной отсталости. Это кропотливый процесс, требующий участия всех близких и старших детей (если есть старшие братья и сестры). Любые усилия по исправлению ЗПР окупятся с лихвой. Если корректирующих мероприятий недостаточно, врачи назначают дополнительные препараты.

Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?

Роль семьи имеет наиболее важную функцию для успеха лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

  1. Боритесь с желанием сделать все за ребенка: собрать его в садик/школу, одеть, застегнуть пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Научитесь самостоятельности, всему, от простых навыков самообслуживания до работы по дому. Не делайте все за него, помогите ему развить самостоятельность, задавая вопросы: «Что мне взять с собой завтра в детский сад/школу», «Куда положить одежду?» Это активизирует внимание, и постепенно сформируется желание все делать самому. Самое главное в образовательном процессе – ваше терпение.
  2. Не требуйте слишком многого. Рассмотрим детали диагностики. Не перегружайте заданиями, делайте то, с чем может справиться не отстающий в развитии ребенок в его возрасте. Чрезмерные требования могут только снизить производительность и отбить всякое желание что-то делать в будущем. Время выполнения заданий определяет психолог. Обычно это зависит от возраста и тяжести диагноза. В среднем задачи умственного стресса длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, займитесь гимнастикой. Продолжайте коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. Этого достаточно для одного дня. В течение дня лечебные игры в детском режиме включают: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это необходимо. Если ваш ребенок не может справиться даже с 5 минутами занятий, добавьте перерывы на физкультуру, но выполняйте все 10 минут каждого занятия.
  3. Поощряйте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научитесь вырезать из бумаги — сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в себя, интересоваться собственными достижениями. Желание делать что-то самостоятельно, развивая активность, сначала будет формироваться только на простом и увлекательном материале.
  4. Общайтесь, помогайте учиться по всему миру. На прогулке, по пути из сада/школы, везде вне дома и учебной среды расспрашивайте о форме, размере, цвете предмета – машины, дома, крыши. Обратите внимание на погоду, попросите описать ее.
  5. Наполнитесь терпением. Кстати, ребенку это тоже понадобится. Если ты вырвешься сама, не дождешься, когда он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, сделает себе бутерброд, чего от него ждать?
Читайте также:  Как сохранить семью на грани развода - советы психологов

Сейчас в детских садах (государственных и частных) созданы специальные группы, в школах работают коррекционные классы. Эффективны групповые занятия по 10-12 человек. Там дети занимаются по специальным программам, получают помощь дефектолога, психолога и логопеда. Такая работа позволяет полностью остановить диагностику.

Функция специалистов, их работа будут не столь важны (вернее, вообще малоэффективны), если всю работу по исправлению родители оставят педагогам.

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий