Своевременное выявление умственной отсталости – 50% успеха в коррекции диагноза. Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к врачу.
- ребенок до 1 года не держит голову самостоятельно;
- поздно начинает переворачиваться;
- не садится;
- к 6 месяцам лепет не появляется, а в 1 год, 1 год 2 месяца, 1 год 3 месяца не произносит даже самых простых слов («мама», «папа», «дай», «да») или хотя бы слогов («ма», «па», «на»);
- на цыпочках».
ЗПР может проявляться в младшем школьном возрасте как:
- недостаточная сформированность знаний об окружающем мире;
- повышенная утомляемость;
- отсутствие концентрации на какой-либо задаче;
- интеллектуальным нагрузкам предпочитает игру;
- незрелость в поведении (не игра на возраст, неуместные капризы, частые слезы, истерики).
Наличие всех или нескольких – повод для обращения к специалистам. Важно не игнорировать проблему, не пренебрегать симптомами и не впадать в панику. Если вы знаете людей, которые начали говорить в 5 лет, выросли и потом жили нормальной жизнью, это не значит, что вы тоже можете не обращать внимания на отставание в развитии вашего ребенка. Такая реакция родителей нередко приводит к более серьезному течению диагноза.
Поставили диагноз ЗПР, что делать?
Не стоит винить себя и своих близких за испорченное наследство. Лучшее, что вы можете сделать, это обратиться за помощью к профессионалам. Специалисты-психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые необходимо проводить постоянно и непрерывно. При несоблюдении назначений, отказе от дальнейшего обследования по системе, предписанной врачами, приводит к нарастанию симптоматики, вплоть до развития умственной отсталости.
Чувство стыда за «неполноценного» ребенка, особенно при наличии других нормально развивающихся детей, создает у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативное отношение к себе.
Если отрицательные эмоции и чувства преобладают над желанием помочь ребенку, обратитесь к врачу. Диагноз умственная отсталость не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом проведении реабилитационных мероприятий, а при достижении ребенком младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии. Но лучше всего отдать ребенка в школу в 8 лет, а не в 7. То, что ребенок на 1 год старше остальных одноклассников, не страшно, но он будет готов к школе эмоционально и морально.
Очень важно не надеяться, что оно «само пройдет», «заговорит», «в детском саду подтянется», а действовать самостоятельно и вместе с врачом корректировать признаки умственной отсталости. Это кропотливый процесс, требующий участия всех близких и старших детей (если есть старшие братья и сестры). Любые усилия по исправлению ЗПР окупятся с лихвой. Если корректирующих мероприятий недостаточно, врачи назначают дополнительные препараты.
Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?
Роль семьи имеет наиболее важную функцию для успеха лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:
- Боритесь с желанием сделать все за ребенка: собрать его в садик/школу, одеть, застегнуть пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Научитесь самостоятельности, всему, от простых навыков самообслуживания до работы по дому. Не делайте все за него, помогите ему развить самостоятельность, задавая вопросы: «Что мне взять с собой завтра в детский сад/школу», «Куда положить одежду?» Это активизирует внимание, и постепенно сформируется желание все делать самому. Самое главное в образовательном процессе – ваше терпение.
- Не требуйте слишком многого. Рассмотрим детали диагностики. Не перегружайте заданиями, делайте то, с чем может справиться не отстающий в развитии ребенок в его возрасте. Чрезмерные требования могут только снизить производительность и отбить всякое желание что-то делать в будущем. Время выполнения заданий определяет психолог. Обычно это зависит от возраста и тяжести диагноза. В среднем задачи умственного стресса длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, займитесь гимнастикой. Продолжайте коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. Этого достаточно для одного дня. В течение дня лечебные игры в детском режиме включают: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это необходимо. Если ваш ребенок не может справиться даже с 5 минутами занятий, добавьте перерывы на физкультуру, но выполняйте все 10 минут каждого занятия.
- Поощряйте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научитесь вырезать из бумаги — сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в себя, интересоваться собственными достижениями. Желание делать что-то самостоятельно, развивая активность, сначала будет формироваться только на простом и увлекательном материале.
- Общайтесь, помогайте учиться по всему миру. На прогулке, по пути из сада/школы, везде вне дома и учебной среды расспрашивайте о форме, размере, цвете предмета – машины, дома, крыши. Обратите внимание на погоду, попросите описать ее.
- Наполнитесь терпением. Кстати, ребенку это тоже понадобится. Если ты вырвешься сама, не дождешься, когда он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, сделает себе бутерброд, чего от него ждать?
Сейчас в детских садах (государственных и частных) созданы специальные группы, в школах работают коррекционные классы. Эффективны групповые занятия по 10-12 человек. Там дети занимаются по специальным программам, получают помощь дефектолога, психолога и логопеда. Такая работа позволяет полностью остановить диагностику.
Функция специалистов, их работа будут не столь важны (вернее, вообще малоэффективны), если всю работу по исправлению родители оставят педагогам.