Введение в психоанализ

Общая психология

В процессе изучения и понимания психоанализа заключена возможность личностного роста и расширения сознания личности, если он выступает как способ познания человеком действительности. Психоанализ призван поддержать или восстановить душевное равновесие с помощью толкования поступков и речи человека. Для читателя, который не сталкивался с психологией в научном аспекте, психоанализ будет более всего представляться мировоззрением, помогающем открыть причинно-следственные связи, которые он мог упустить, не владея необходимыми знаниями. Психоанализ дает возможность изучить совершенные ошибки или действия, которые имели негативные последствия, но сам З. Фрейд никогда не призывал к безответственным раскопкам сфер своей или чужой психики.

Введение в психоанализ

Каждый испытывал на себе влияние неосознаваемых импульсов или страхов в ситуациях, которые по прошествии определенного времени представали перед вашим внутренним взором в ином свете, подвластном анализу. С учетом сделанных выводов человек понимал, что лучше было бы в тот момент выбрать другую тактику поведения. Сложно сказать, сколько неосознаваемых импульсов и страхов человек индивидуально испытывает в тот или иной момент, какую часть он может осознанно контролировать. Такие моменты и мгновения влияют на прожитые минуты и следующие за ними часы и дни могут отражаться на самочувствии длительное время. Психоанализ подразумевает, что причины возникающих у человека проблем связанны не только со сложившейся переживаемой ситуацией, но и с выработанными и привычными ему характерными способами проживания ситуации, которые проистекают из принятых неосознанных решений. Погружаясь в материал, можно понять, насколько хорошо организована в настоящий момент психика человека с точки зрения эффективности (имеет ли она признаки депрессивной или нарциссической), обрести знание, которое поможет преобразовывать её. Возможно, в настоящий момент читатель погружен в текущие проблемы, психоанализ в этом случае может способствовать переключению сознания на себя, что запустит процессы волевого регулирования, которые необходимы для положительных преобразований.

Введение в психоанализ

Для формирования изменений в своей жизни необходимо понимать, какая часть подвластна нам, а что есть условия, в которых нам приходится действовать и выражать свои собственные желания, намерения, цели. Имея определенный опыт, мы можем сказать, какие наши решения были действительно продиктованы нашими желания, а какие пришли к нам под действием обстоятельств, в которых мы находились в тот момент. Человек может очертить обстоятельства, которые в положительном ключе повлияли на него, при этом он находился под властью благоприятных внешних обстоятельств. Самый простой пример можно найти, обратившись к детству, когда базовые потребности были обеспечены, постепенно человек научился выражать свои мысли и взаимодействовать с другими людьми посредством языка. Чем больше человек осознавал и открывал для себя, тем в большей степени это могло повлиять на него. Скорее всего, читатель сможет найти и те обстоятельства, которые причиняли страх, боль, разочарование, стресс и прочие негативные переживания. Вспомнить необходимо и о положительном опыте, например, благодаря обучению речи человек может общаться с другими людьми, обретать новые полезные навыки. Настолько ли хорошо человеку представляется влияние негативных обстоятельств, которые не осознавались и контролировались, какой масштаб изменений произошел в жизни человека от соприкосновения с негативным опытом.

Читайте также:  6 признаков, которые говорят, что женщина будет верной

Введение в психоанализ

Психоанализ позволит научиться лучше представлять источник и причины происхождения собственных желаний, начать к ним прислушиваться, представлять, как негативный опыт сказывается на состоянии человека, предупредительно распознавать возможности повторения происходящего, понимать, когда на собственные желания хотят повлиять другие люди или обстоятельства, оценивать свои границы и долю своего участия в происходящих событиях в вашей жизни. В идеале читатель мог бы формировать самостоятельно положительный опыт для себя или научиться делать необходимые шаги, распознать и избавиться от последствий негативного опыта. Двигаясь к большему осознанию происходящего в повседневной жизни и всего, что происходит вокруг, читатель сможет в большей степени влиять на происходящее вокруг, поскольку развитие позволит сформировать новый взгляд на происходящее, сможет получить возможность лучше понимать поведение других людей.

Введение в психоанализ

Фрейд называл неосознаваемые чувства и стремления «подсознанием» и подразумевал под этим то, что мы не осознаем их, но нас удерживает от этого осознания некий сильный внутренний «цензор». По ряду причин, важнейшая из которых – боязнь потерять одобрение родителей и друзей, мы подавляем в себе эти стремления, оттесняя их подсознание. Осознание же вызывает у нас чувство вины и страх наказания. Тем не менее, то, что эти стремления вытесняются в подсознание, не означает, что они исчезают. На самом деле они остаются настолько сильными, что находят выражение в многочисленных формах, но при этом мы не осознаём, что они проникли как бы через заднюю дверь. Наше сознание считает, что избавилось от этих нежелательных ощущений и стремлений, и для него ужасна сама мысль, что они могли существовать. Когда же они возвращаются и обнаруживают свое присутствие, то предстают в настолько искажённом и неузнаваемом виде, что на уровне сознания мы не можем понять, что они означают [5].

Сегодня нейробиологи подтвердили идеи Фрейда о том, что неприятная для человека информация вытесняется в область подсознательного. Таким образом, современная нейробиология стоит на пороге открытия единой теории функционирования человеческой психики, которая во многом схожа с теорией Фрейда и подтверждает правильность его основных идей [1].

Читайте также:  Вы - обладатель высокого эмоционального интеллекта, если...

Введение в психоанализ

Осознание бессознательного – путь индивидуализации, самосовершенствования, обусловленного самопознанием и усилением нашего сознания. Чем больше наших функций становятся объектом внимания, тем шире и полнее сознание личности. Расширение поля сознания – это включение в область осознанного всё большего количества жизненно важных функций человека. Процесс осознания связан с пробуждением таких общечеловеческих ценностей, как добро, совесть, справедливость, ответственность, долг, стыд и др., которые становятся главными регуляторами поведения личности. Так незаметно для нас поле сознания наполняется ценностными ориентациями. Эти ценности в дальнейшем вытесняют инстинктивные побуждения и занимают их место. Человек превращается в личность, приобретая свой социальный статус. Иначе говоря, психоанализ расширяет поле сознания личности и раскрывает её потенциальные возможности [3].

Введение в психоанализ

Состояния угнетенности, тревоги и эмоциональной регуляции является нарушениями, негармоничными схемами функционирования психики. Это мешает установлению взаимного доверия, формирования контакта с другими людьми, порождают узконаправленные идеи о настоящем и будущем. Для изменений в жизни необходимо сформировать новый жизненный сценарий. В статье Рохман Т.А., «Практический психоанализ и психоаналитические техники» утверждает, что для формирования нового жизненного сценария необходимо работать над собой столько месяцев, сколько человеку лет на данный момент. Для постоянной коррекции поведения необходимы вмешательства и коррекция психологического состояния, когда постепенно новый жизненный сценарий накладывается на действующих, а далее замещает старый жизненный опыт. Стоит любому человеку остановится в своем психологическом и духовном росте, запускаются механизмы самоуничтожения, которые потом очень сложно остановить [4].

Фрейд своим психоанализом стремится освободить человека от ложных концепций, человеческих страстей, перерастающих в неврозы и депрессивные состояния, развернуть человека лицом к реальности и природе своего «Я». Впоследствии Э. Фромм напишет: «Целью Фрейда было оптимальное знание истины, а значит, и знание реальности, это знание было для него единственной путеводной звездой [2].

Читайте также:  Как грамотно жить сегодня, чтобы потом не было стыдно: мощная фраза, меняющая восприятие

Список источников:

1) Андреев А.А. Психоанализ: наука или паранаука? / А.А. Андреев // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. — 2015. — № 23. — С. 166-169.

2) Барахоев В.А. Концепция человека М. Шелера и психоанализ / В.А. Барахоев Вестник Волгоградского государственного университета. — 2007. — № 6 (6). — С. 177-181.

3) Рожков Н.Т. Психоанализ и неопедагогика / Н.Т. Рожков // Казанский педагогический журнал. — 2010. — № 3 (81). — С. 155-161.

4) Рохман Т.А. Практический психоанализ и психоаналитические техники / Т.А. Рохман // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. — 2014. — № 2 (28). — С. 236-238.

5) Спирова Э.М. Символ в классическом психоанализе / Э.М. Спирова // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. — 2014. — № 4. — С. 66-74.

#психоанализ #личность #фрейд #саморазвитие #знания #наука #Статья #сознание #эмоции #мышление

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий