Вымышленный образ, неврозы, стереотипы…

Общая психология

Вымышленный образ, неврозы, стереотипы…

Одной из форм проявления бессознательного психики является т.н. маска, вымышленный образ.

Почти каждый человек в процессе жизни формирует вокруг себя некое иллюзорное представление, которое называется

маской, или вымышленным образом, т.е. тем образом, который человек сначала бессознательно примеривает на себя, а после, привыкая, старается соответствовать.

Маску можно рассматривать в роли некой защитной функции, помогающей тому или иному человеку адаптироваться к условиям внешней среды и способной защитить такого человека от воздействия неблагоприятных факторов, проецируемых от других людей.

Причиной ряда неврозов является следующее обстоятельство, выявленное наукой о подсознании.

Цивилизация способствует формированию в бессознательном индивида стереотипов поведения и восприятия действительности.

Стереотипы — это сформировавшиеся в бессознательном паттерны поведения.

Устоявшиеся и закрепленные в подсознании привычки реагирования на те или иные действия, рождаемые поведенческие ответы на различные жизненные ситуации.

Стереотипность мышления свойственна всем людям.

С самого раннего детства, когда закладываются в подсознание паттерны поведения, ребенок приобретает привычки реагировать тем или иным способом на какие-либо ситуации.

Тем самым в последующем он как бы уже не выходит из навязанных ему рамок.

И любые свои новые действия диктует с позиции имеющихся у него (и устоявшихся) привычек, стереотипов.

Люди как бы «навязывают» определенные взгляды обществу, так же как и общество, социум, влияет на формирование стереотипность мышления людей.

Т.к. стереотипность мышления свойственно практически каждому человеку, ряд психотерапевтических методик

(например, НЛП) направлены или на выход за пределы устоявшегося стереотипа мышления, или базируются на существовании стереотипов (в какой-то мере, и

индивидуальная психология Адлера, и аналитическая психология Юнга, и психоанализ Фрейда — ориентируется на классическое «отреагирование» индивида в ответ на те или иные ситуации (раздражители).

Стереотипы входят в психику человека еще и потому, что человек должен неразрывно быть связан с обществом.

Вследствие роевого характера сознания, отдельные люди вынуждены сгруппировываться, собираться в массы.

В массе наступает общее избавление от проявления симптоматики различных заболеваний психопатического характера.

В случае, если человек становится способен высвободиться от навязываемых ему (обществом, жизнью в социуме) стереотипов, то за это он расплачивается симптоматикой нервных и психических заболевания.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что развитие симптоматики психических заболеваний развивается вследствие вытеснения нереализованных влечений.

Т.е. желание, не находящее какого-либо реального применения, сначала вытесняется в бессознательное,

а уже оттуда начинают оказывать на человека определенное влияние, являясь причиной возникновения различного рода отклонений психики от нормы.

Поэтому невроз в этом случае является средством отказа от реальности, потому что нарушает отношение больного к реальности.

Любому человеку важно сохранять внутреннюю гармонию.

От внутренней гармонии зависит состояние психики человека.

Если эта гармония соблюдается, то психика человека будет более-менее стабильной и на нее не будет оказывать воздействие все то, что скрывается в бессознательном, и что

ученик Фрейда, позже основатель собственного направления психоанализа Карл Густав Юнг охарактеризовал как тень.

Архетип тени. Как известно, в психике любого человека живут т.н. первичные желания.

Это желания дикаря, первобытного человека (как известно, Юнг различал в бессознательном каждого индивида архетип дикаря).

В ряде работ («Недовольство культурой», «Будущее одной иллюзии») Фрейд приходит к выводам, что именно развитие цивилизации, окультуривание людей является причиной развития невротических и психических заболеваний.

Цивилизация (главным образом — свойственная цивилизации культура) вводит для каждого человека ряд ограничений, направленных на его адаптацию в современном обществе.

Другими словами, создаются определенные правила жизни в обществе.

Правила, регламентирующие нормы поведения в социуме, направлены на сдерживание первичных желаний, а значит происходит вытеснения первичных желаний в бессознательное.

Отсюда (в невозможности реализации таких желаний, инстинктов) и развитие психотических (неврозы, истерии…) и психопатических (шизофрения, паранойя, галлюцинаторный бред и т. п.) заболеваний.

Каждая культура создается принуждением и подавлением первичных позывов, потому что приходится считаться с тем фактом, что

у всех людей имеются разрушительные тенденции и у большого количества людей такие тенденции достаточно сильны, чтобы определить их поведение в человеческом обществе.

В своей основной массе люди ленивы и несознательны, и с неохотой отказываются от удовлетворения инстинктов.

Поэтому только влиянием образцовых индивидов, признанных ее вождями, можно добиться от других людей работы и самоотверженности, от которых зависит прочность культуры; культурные законы можно удержать только при помощи принуждения.

Заметим, что первичные желания (желания дикаря) никогда не исчезнут.

Наоборот, они будут не оставлять попыток самореализации. Сверх-Я (Супер-Эго) является той составляющей психики (две других части: Я (сознание) и Оно (бессознательное)), которая стоит на пути инстинктов, мешая им проникнуть в сознание.

Поэтому Сверх-Я выступает в роли цензора, решающего: пропустить или не пропустить ту или иную информацию из бессознательного в сознание.

Мы можем заключить, что именно культура, являющаяся непреложным фактором цивилизации, берет на себя роль Сверх-Я, выступая ограничителем возможностей воплощения первичных желаний, реализации инстинктов в современном обществе.

Однако, бессознательное человека иной раз восстает против «столь жестких», в его представлении, норм.

И тогда необходимо говорить как минимум о двух способах и возможностях реализации первобытных желаний (инстинктов) в современном обществе.

В одном случае, бессознательное человека, не желающее мириться с выставленной преградой в виде Сверх-Я, толкает такого человека на реальное претворение имеющихся у него желаний в действительность.

И тогда мы можем видеть совершение преступлений (убийство, изнасилование, каннибализм и проч. асоциальные эффекты поведения);

в другом — первичные инстинкты воплощаются в иллюзорную действительность,

и тогда происходит уход человека из мира реальности, мира сознания, в вымышленный мир; мир иллюзорных представлений о действительности. В мир бессознательного.

Следует напомнить, что природа предусмотрела и легитимные способы воплощения первичных желаний в действительность.

Такие способы не наносят какого-либо вреда для психики. Одним из таких способов является сон (королевская дорога к пониманию бессознательного, —

как считал Фрейд, предполагая, что посредством интерпретаций сновидений можно понять механизмы бессознательного и рассматривая сновидение как своего рода мост между реальной действительностью и бессознательным).

Другим способом является сублимация; например, сублимация в творчество.

Посредством сублимации человек способен безболезненно (для своей жизни в социуме) реализовывать весь негатив собственного бессознательного в творчество,

воплощая любые — даже самые низменные — фантазии и желания, и награждая ими, например, героев своих произведений.

Тем самым снимая с себя подозрения в извращенных желаниях и освобождаясь от нежелательной симптоматики.

Существует еще один способ реализации фантазий бессознательного.

Это т.н. игра. Игра, это подмена реального образа – вымышленным.

Мы как бы сознательно – и на время – погружаемся в мир собственных фантазий, для того чтобы тогда, когда потребуется, возвратиться обратно.

Говоря об игре, заметим, что игра, по сути, всегда достаточно условна. В практике встречается немало примеров, когда способность человека «играть» приобретает профессиональный статус.

Например, профессия актера кино, артиста театра, клоуна; даже, по сути, профессия режиссера, сценариста, музыканта, мультипликатора и т.п. – ничто иное, как «законное» отыгрывание фантазий бессознательного.

Карл Юнг как-то заметил, что к величайшим достижениям своего некогда учителя Зигмунда Фрейда относится то, что

Фрейд со всей серьезностью относился к страдающим неврозами пациентам и вникал в их индивидуальные психологические особенности.

У Фрейда хватало мужества отбросить казуистику и тем самым вскрыть истинную психологию душевной болезни.

Для этого ему приходилось смотреть на болезнь глазами пациента, и это позволяло ему понять ее так глубоко, насколько было возможно.

чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг

Источник

Оцените статью
Психология
Добавить комментарий